gnpbu.ru

Перейти на старую версию сайта

28 мая

в рамках проекта РАО “В помощь учителю” 

прошёл круглый стол 

“Вопросы преподавания ОРКСЭ в школе”

В обсуждении приняли участие:

Елена Владимировна Мельникова – кандидат философских наук, доцент, руководитель ОП “Религиоведение” УрФУ.

Анастасия Александровна Шерер – старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин ИРО Свердловской области, секретарь Областного методического объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, магистрант 2 года обучения направления “Религиоведение” УрФУ.

Антонина Евгеньевна Трофимова – учитель начальных классов ГБОУ Школа № 56 имени академика В.А. Легасова.

Виктория Юрьевна Туфрина – заведующая сектором Основ православной культуры Синодального ОРОиК.

Екатерина Сергеевна Элбакян – главный аналитик Центра духовно-нравственного воспитания и теологии, доктор философских наук, профессор.

С 2012 года Минобрнауки России ввёл в школьную программу новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). В настоящее время данный предмет (учебник) изучается в четвёртых классах общеобразовательных организаций и включает в себя шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (два модуля – «светских», четыре – «религиозных»). С согласия детей родители выбирают модуль для изучения.

В ОРКСЭ не рассматриваются напрямую вопросы религии (в «светских» школах этого делать не рекомендуется), но в рамках культурологического подхода изучаются культура, традиции, история народов, прежде тесно связанные с религией.

Законодательную основу введения ОРКСЭ составляют международные правовые акты («Всеобщая декларация прав человека», Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» и т. д.) и правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д.), которые предусматривают право человека (ребёнка) на всестороннее развитие личности, получение качественного и многогранного образования без какой-либо дискриминации; право родителей на получение их ребёнком образования, соответствующего их религиозным и философским убеждениям. К тому же действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования предусматривает

изучение ОРКСЭ (2010 г. – «Основы духовно-нравственной культуры народов России») [15, с. 12].

История введения в школы предмета, посвящённого духовно-нравственному развитию школьников, давняя. С 1990-х годов в России практиковалось изучение предметов, в той или иной форме связанных с вопросами религиозных культур («Православная культура», «Исламская культура», «Духовно-нравственное воспитание» и т. д.). Выбор предмета осуществлялся на добровольной (факультативной) основе, что в первую очередь было вызвано идейным вакуумом, сложившимся после распада коммунистической системы. В стране появилось много партий, идеологий, мировоззренческих позиций, в которых подрастающему поколению сложно было разобраться. Требовались ориентиры – их стали искать в досоветском прошлом, когда важное место отводилось религии. С 2000-х годов введение в российские школы предметов по духовно-нравственному воспитанию приняло более организованные и масштабные формы. На уровне целого ряда территорий в качестве регионального образовательного компонента вводилось изучение «Основ православной культуры» [10]. В регионах, где был распространён ислам, вводился предмет, изучающий исламскую культуру. Повышение квалификации учителей по основам религиозной культуры включало самые разнообразные программы, даже имела место учёба при религиозных объединениях [11].

Безусловно, требовалось выработать на федеральном уровне единую практику, общие подходы, программы, стандарты, что и обусловило появление предмета, ориентированного на духовно-нравственное воспитание российских школьников [9].

Введению ОРКСЭ в общеобразовательные организации предшествовала широкая общественная дискуссия. Существовали опасения возврата в школу изучение религии. В качестве альтернативы звучали разные варианты названия предмета, его содержания и структуры. Так, предлагалось изучать в школах «Основы мировых и религиозных культур», «Историю религий» и т. д., то есть сделать новый предмет более «светским», расширяющим общий кругозор школьников. Также предлагалось изучать традиционные религиозные культуры народов России, к которым могли и не принадлежать обучающиеся (в целях воспитания толерантности). Обсуждались и другие идеи. В конечном итоге, чтобы не ущемлять права субъектов образовательного процесса, приняли решение изучать предмет по отдельным модулям, выбранным родителями обучающихся, но были и тематические блоки (первый и четвёртый), которые изучали все школьники. В 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации проводился эксперимент по введению нового предмета в школах. Данный эксперимент дал положительную оценку вводимому предмету. Иркутская область ввела ОРКСЭ в общеобразовательные организации в 2012 году.

Если рассматривать мировой опыт по данному вопросу, то следует отметить, что в системе образования многих стран Западной Европы, США в той или иной мере присутствуют предметы, изучающие религиозную культуру. Но в этих странах данная традиция сложилась исторически, эволюционно. В России же в советский период религия полностью «ушла» из образования, и лишь в последние годы происходит некоторый обратный процесс. Поэтому сегодня имеются сложности, связанные с введением нового предмета. Круг традиционных религий России не ограничивается только четырьмя представленными религиями. В федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится и о «других религиях» как об историческом наследии народов России [17], которые, следовательно, также претендуют на статус традиционных и возможность их включения в ОРКСЭ. На это рассчитывают старообрядцы, шаманисты, протестанты, католики и представители других религий. Нет твёрдого единства во мнениях по отношению к преподаванию ОРКСЭ в некоторых регионах Российской Федерации. Например, в Татарстане во избежание некоторых сложностей (очевидно, межконфессиональных) модули по религиозным культурам решено изучать интегрированно – в модуле «Основы мировых и религиозных культур», что вызвало критику, в частности, со стороны руководства РПЦ [3]. Неоднозначна позиция представителей иудаизма, заявлявших о том, что с иудейской культурой лучше знакомиться в воскресных школах при синагогах, чем в «светских» школах, так как далеко не каждый учитель хорошо знает иудейскую культуру; к тому же существуют практические и финансовые сложности реализации модуля [4].

Нельзя не отметить и замечания учёных РАН в отношении ряда изданных и реализуемых в школе модулей ОРКСЭ, где даётся одностороннее представление об изучаемой религиозной культуре. Причина такого одностороннего подхода в том, что данные модули писались в сжатые сроки, отсутствовал опыт издания учебника. К тому же такие модули были написаны с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий России, очевидно желавших больше внимания уделить именно своей религии. Например, в таких модулях размещается информация только об одном «варианте» (направлении) православия, ислама, буддизма, иудаизма, хотя в каждой религии есть свои направления, пусть и не традиционные для России, но о которых нужно знать. В модуле «Основы православной культуры» говорится только о российском православии, но можно было дать представление ученикам в целом о христианстве, делениях в православии (тех же русских старообрядцах). В модуле «Основы исламской культуры» нет упоминания о шиитах, относящихся к крупному направлению в исламе, не учитывается разница между российскими суннитами, а ведь татарский и кавказский ислам имеет свои различия [12]. То же самое относится и к модулю «Основы буддийской культуры», где не говорится о таком крупном направлении буддизма, как «хинаяна» («малая колесница») [2]. Всё-таки важно показать, что, несмотря на все различия, у религиозных культур есть объединяющие ценности (те же заповеди). Некоторые модули ОРКСЭ носят оттенок религиозной направленности [13].

Более широкая информация о религиозных культурах способствовала бы развитию научного знания и кругозора у школьников, воспитанию толерантности, реализации требований ФГОС по знакомству с основными нормами светской и религиозной морали, пониманию значения веры, нравственности, религии в жизни человека и общества [1; 14]. Замечания специалистов, безусловно, должны учитываться в дальнейшем. Поэтому от знаний и тактичности учителей многое зависит. Не стоит им противопоставлять разные религиозные культуры, религию и науку.

Не обошёлся без замечаний специалистов и учителей ОРКСЭ и модуль «Основы светской этики». Замечания касаются не только названия (понятие «светская этика» само по себе непривычно и не встречается в литературе и в словарях), но и принципа воспитания ребёнка, опирающегося на античную этику Аристотеля, которая вызывает определённые сомнения [1]. И дело здесь, скорее, не в отдалённости фигуры великого античного мыслителя от российской истории и культуры (хотя и это имеет значение для части верующих родителей), но в подходе, который реализуется в учебнике, о выборе хороших поступков на основе принципа «золотой середины», что воспитывает в ребёнке механический подход к выбору собственных ценностей. Не все жизненные ситуации можно измерить заданной рамкой. Например, всегда ли в жизни лучше быть разумным эгоистом или иногда стоит быть альтруистом? Может, лучше ли прививать ребёнку необходимость творить добрые, полезные дела? А рациональная составляющая здесь не главное.

Имеются замечания и по оформлению ряда модулей. Модули по ОРКСЭ (для начальных классов) должны содержать больше иллюстративного материала, игровых моментов, поучительных и интересных историй, отличаться лёгкостью восприятия материала. Откровенно поучительный характер модулей может не заинтересовать и даже оттолкнуть учеников. Не просто воспринимаются младшими школьниками термины светской и религиозной культуры: «добро», «зло», «этика», «кадило», «ладан», «амвон», «алтарь», «храм», «молитва», «минарет», «муфтий», «мантра» и т. д. Необходимость знания (заучивания) религиозных терминов в начальных классах вызывает большие сомнения.

В сложных ситуациях учителя сами находят выход, прибегая к педагогическому опыту. Здесь следует отметить, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» учитель имеет право самостоятельно выбирать учебник (модуль), по которому он будет вести занятия [7].

Есть некоторые трудности и системе повышения квалификации учителей ОРКСЭ. По программе повышения квалификации, рассчитанной на 72 часа, слушатели не успевают глубоко вникнуть во все детали изучаемого предмета, ведь в программу входит изучение разных тем, в том числе законодательной основы введения предмета, методики преподавания, основ традиционных религиозных культур и светской этики и др. Естественно, что для более глубокого знакомства с предметом требуются усилия и интерес самих педагогов.

Сегодня идут дискуссии о преподавании ОРКСЭ в старших классах. С такой инициативой вышли в Министерство образования и науки РФ представители РПЦ [8]. Есть сторонники этой идеи и среди учителей ОРКСЭ. По их мнению, это позволит, сохранить преемственность в преподавании предмета, организовать занятия по важным духовно-нравственным вопросам. Тем не менее далеко не все родители поддерживают эту идею.

Иркутская область относится к числу российских регионов, где востребовано изучение всех шести модулей ОРКСЭ, что во многом объясняется её историей и географическим положением. На территории области проживают представители всех традиционных религий, указанных в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: православия, ислама, буддизма, иудаизма [16]. Поэтому и работа Института развития образования Иркутской области (ранее – Иркутского института повышения квалификации работников образования) строится с официальными представительствами всех традиционных религий: иркутской митрополией РПЦ, еврейской общиной г. Иркутска, централизованной религиозной организацией мусульман «Байкальский муфтият», буддийской традиционной сангхой России.

История традиционных религий на иркутской земле не столь давняя по сравнению с некоторыми регионами России. Буддизм из Монголии и Тибета стал распространяться среди бурят в конце XVII – начале XVIII веков. Православие пришло на иркутскую землю вместе с русскими казаками и переселенцами во второй половине XVII века. Ислам и иудаизм стали распространятся в Прибайкалье ещё позже, вместе с переселенцами, купцами, военными, ссыльными.

В Иркутской области проживают шаманисты, старообрядцы, протестанты, католики и представители иных религий, претендующих на статус традиционных. В Боханском районе Иркутской области инициативная группа учёных и преподавателей заявила о желании создать модуль «Основы шаманистской культуры». Но подобные модули могут изучаться в школах только на добровольной основе и не способны конкурировать с федеральным обязательным перечнем.

В большинстве школ Иркутской области родителями выбираются два-три модуля ОРКСЭ. Наибольшей популярностью пользуются «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», а «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» выбирают гораздо меньше родителей, что объясняется разными причинами, среди которых место жительства (например, в городах часто востребованы «светские» модули), этнический состав населения (не секрет, что национальность часто определяет и религиозную принадлежность человека) и др.

Востребованность модулей по исламской и буддийской культуре объясняется близостью Иркутской области к азиатским странам, где распространён буддизм, и притоком жителей в Иркутскую область из стран СНГ, где ислам является доминирующей религией (Киргизия, Азербайджан, Таджикистан и т. д.).

«Основы светской этики» в Иркутской области выбирают более 60 % родителей, а «Основы мировых религиозных культур» – около 20 %, «Основы православной культуры» – около 15 % родителей [6]. Проведённые анкетирования родителей показывают, что модули ОРКСЭ, в основном, ими выбираются на добровольной основе (как и требуют того правила), хотя большое влияние на выбор оказывают мнение других родителей, авторитет учителя.

В целом же, результаты анкетирования педагогов, родителей, учеников показывают положительные оценки введения ОРКСЭ как предмета, воспитывающего уважение к культурам разных народов России, расширяющего кругозор и познание школьников [5]. На областных семинарах учителя ОРКСЭ и методисты отмечают положительные стороны предмета, дают рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, говорят о необходимости более широкого конкурсного движения по составлению сборников, обобщающих лучший опыт учителей ОРКСЭ, а также о необходимости создания отдельных модулей ОРКСЭ по повышению квалификации учителей, формирования банка данных по методическому сопровождению учителей, более широкого освещения в СМИ тем, связанных с вопросами курса ОРКСЭ, разработки общей схемы анализа урока ОРКСЭ, преемственности преподавания курса между начальной и основной школой и др.

В заключение можно сказать, что Иркутская область демонстрирует пример толерантного межнационального сосуществования. И этот опыт нужно развивать в дальнейшем, для чего необходимо хорошо знать культуру, историю, традиции других народов.

                                                                                                                                                                                                                                                   Башелханов Анатолий Юрьевич

                                                                                                                                                                                        кандидат исторических наук, доцент кафедры предметной области