ИЦ "Библиотека им. К. Д. Ушинского" РАО

Физика в школе: к истории развития методической системы

Для названия отечественных учебников физики конца XVIII – XIX вв. использовались слова «руководство» (к механике, к физике), «начальные основания», «система», «курс», «книжка», поскольку в XVIII в. слово «учебник» еще редко использовалось в педагогической литературе.

На выставке представлены первые отечественные переводные издания, среди которых почетное место принадлежит прижизненному изданию М.В. Ломоносова, первому учебному пособию по физике на русском языке.

Это перевод части фундаментального труда по физике учителя М.В. Ломоносова – немецкого ученого Христиана Вольфа. Особенно большой интерес представляют принадлежащие М.В. Ломоносову «Прибавления», написанные ученым специально для этого издания. В них изложены важнейшие результаты основных теоретических и экспериментальных работ самого Ломоносова по теории теплоты и электричеству. Весь перевод «Физики» сделан ясным, простым и точным языком, при этом Ломоносов ввел множество новых научных терминов (сферический, теплотворная материя, зажигательное стекло), из которых многими мы продолжаем пользоваться до сих пор.

Учебный предмет Физика был введён в школы России в конце XVIII века, раньше, чем на Западе. В ряду книг, сыгравших большую роль в распространении физического образования в России и подготовке русских научных кадров, стоят прижизненные издания первых профессоров Императорского Московского университета – Л. Эйлера, И.А. Двигубского.

Вольф, Х., Ломоносов, М.В. Волфиянская експериментальная физика / с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. Напечатана 2-м тиснением.
С прибавлениями. СПб.: При Имп. Академии наук, 1760.

Первые самостоятельные методические пособия в России были изданы во второй половине XIX века. Во втором разделе экспозиции можно увидеть редкие литографические издания лекций по физике профессоров А.Г. Столетова, В. Игнатовского, издание публичных лекций профессора Г. Гельмгольтца, а также учебник физики, составленный С. Эсадзе, преподавателем Иркутского пехотного юнкерского училища.

На выставке представлена книга Н. С. Дрентельна «Физические опыты в начальной школе» (1913). Николай Сергеевич одним из первых учителей физики ввел практические занятия с учащимися. Ему пришлось не только конструировать некоторые приборы и руководить их изготовлением, но и делать самому.
Н. С. Дрентельн создал большую физическую лабораторию из оригинальных приборов. Каждая демонстрация, каждый лабораторный эксперимент были им методически выверены, подкупали простотой и продуманностью. Он считал, что ход опыта должен быть ясен во всех подробностях, а результат – не вызывающим сомнений.

На всех этапах развития советской школы в центре внимания методистов были проблемы совершенствования содержания физического образования. Это выразилось в разработке учебных программ, учебников и методов обучения, отвечающих задачам и принципам советской школы. Начало разработки двухступенчатого построения программ в СССР положено проф. П. А. Знаменским, им были осуществлены главные методические принципы, получившие потом дальнейшее развитие: научность, систематичность, связь теории с практикой, ступенчатость построения школьного курса физики, усиление роли эксперимента и физической теории.

Если в дореволюционной России преподавание физики осуществлялось с использованием учебников разных авторов (А. И. Бачинского, Г. М. Григорьева), то в СССР в 1930 гг. произошло становление единого для всех школ учебника физики, прообразом которого можно считать «Рабочую книгу по физике», изданную в 1926 г. под редакцией И. И. Соколова.

Первые стабильные учебники по физике в нашей стране были созданы Г. И. Фалеевым и А.В. Перышкиным. Внедрению экспериментальных методов в учебный процесс способствовали книги П. А. Знаменского «Лабораторные занятия по физике в средней школе» и книга В. Н. Бакушинского «Организация лабораторных работ по физике в средней школе» (1948–1949).

Фундаментальный труд сотрудников АПН РСФСР Б. М. Яворского, Л. И. Резникова, В. Ф. Юськовича, Э. Е. Эвенчик и др. «Методика преподавания физики в школе», т. I—IV (Изд-во АПН РСФСР, 1958–1963) отражает новый важный этап в развитии методики физики в СССР. Эту большую работу завершают «Основы методики преподавания физики в школе» (1965), посвященная разработке общих вопросов советской методики физики. Эти книги отражают научный подход к проблемам методики обучения, связь физики с жизнью и практикой.

Отдельный раздел экспозиции посвящен новым школьным учебникам 20252026 гг. и новым научно-практическим материалам в помощь учителю физики.

Посетителей выставки также заинтересуют издания «Занимательной физики» самого известного популяризатора этой науки – Я. Перельмана.