ИЦ "Библиотека им. К. Д. Ушинского" РАО

После поражения России в Крымской войне (1853-1856), показавшей отставание России в военном плане от европейских стран, началась эпоха военных реформ 1862-1874 гг. Залогом быстрой и эффективной подготовки Российской армии становится грамотный, развитый солдат. Во второй половине XIX в. государство начинает уделять большое внимание образованию и просвещению нижних чинов армии, комплектовавшейся в основном из неграмотного крестьянства. 

С 1867 г. в русской армии вводилось обязательное обучение грамоте всех нижних чинов. В батальонах и ротах создавались школы, где солдат обучали чтению, письму, элементарным правилам арифметики, Закону Божьему.

На выставке можно увидеть, как выглядела Записная книжка солдата Российской императорской армии – своеобразная учётная карточка, которая выдавалась после присяги.

Обучали новобранцев офицеры и наиболее образованные унтер-офицеры в период между летними военными сборами в свободное от строевых занятий время. Главное внимание при обучении унтер-офицеров в учебных командах обращалось не только на их развитие в военной сфере, но и на подготовку из них толковых учителей для новобранцев. Программа учебной команды, наряду с военными дисциплинами (воинские уставы, устройство войск, служба и довольствие солдат, военно-уголовные законы, ручное огнестрельное оружие и стрельба, сбережение здоровья, гимнастика), предусматривала также и изучение Закона Божьего, чтения и письма, чистописания, арифметики.

После введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. и сокращения сроков действительной службы в 1875 г. вышли новые «Положение об обучении нижних чинов в ротах и эскадронах грамоте и служебным обязанностям рядового» и «Положение о приготовлении рядовых к унтер-офицерскому званию, регламентирующие обучение нижних чинов». Из-за уменьшения сроков службы сокращалось время на обучение грамоте. Согласно этим положениям, обязательное обучение грамоте распространялось только на молодых солдат-новобранцев.

Обучение проходило по представленным на выставке руководствам и букварям Столпянского Н.П., Золотова В.А., Троцкого-Сенютовича П.Н., Миропольского С.И., Константинова и др. педагогов. В этих азбуках и букварях отразились оригинальные авторские методики обучения взрослых, в том числе солдат, чтению, письму и счету. Они отличаются от детских букварей не только содержанием текстов для чтения, образцами рукописного материала, но и разнообразием иллюстраций, не несущими дидактической нагрузки.

Отдельная витрина посвящена книгам, выпущенным первым специализированным издательством военной литературы
В.А. Березовского. С 1888 г. большинство его сочинений издавалось и переиздавалось под названием «Чтение для солдат
и народа», с 1894 по 1915 г. – «Солдатская библиотека».

В правление Александра III, сторонника утилитаризма в армии, консервативно настроенного в отношении образования низших слоёв общества в целом, курс на обязательное просвещение солдат в армии был свёрнут. Обучение нижних чинов грамоте в этот период осуществлялось не систематически.

В начале XX века военное ведомство пересмотрело вопрос об обучении солдат грамоте. 1902 г. было введено обязательное обучение грамоте с первого года службы, но только в пехоте. Занятия грамотой начинались с 1 января и проводились ежедневно в продолжение 4 месяцев в послеобеденное время в течение одного часа. Конечной целью обучения было: по чтению – умение читать печатные и рукописные тексты, понимать содержание прочитанного; по письму – выработка навыка списывать тексты из книги и писать под диктовку; по арифметике – выполнение четырёх арифметических действий над целыми числами, решение в уме простых задач.

Ещё большее внимание было уделено вопросам грамотности нижних чинов после неудачной для России русско-японской войны 1904-1905 гг.

Военным министерством был увеличен объём средств, выделяемых на обучение солдат. В 1909 г. оно ассигновало 130 тысяч рублей на обучение нижних чинов грамотности и на устройство библиотек в войсках, в 2 раза увеличило суммы, отпускаемые на каждого рядового для организации его обучения и просвещения. Генерал А.И. Деникин писал в своих воспоминаниях об обучении солдат в эту эпоху: “В очень многих частях дело обучения грамоте поставлено было в последние годы правильно и прогрессивно. Часто интересовались системами обучения; много поработали в войсках известные педагоги – Столпянский, начальные книжки которого распространялись в сотнях тысяч экземпляров, и Троцкий-Сенютович, с его звуковой системой обучения; работала мысль и непосредственных руководителей солдата, изобретавших оригинальные и остроумные приёмы внедрения грамотности”.

Благодаря образовательной и просветительной работе в армии, неграмотный новобранец учился читать и писать, постигал азы арифметики, знакомился с книгой, расширял свой кругозор, получал более осознанное представление о государстве, власти, религии. Отбыв военную службу, став гражданскими людьми, бывшие солдаты несли в массы народа полученные ими знания и культурный опыт.