Русско-английский тезаурус по педагогике и образованию
Тезаурус разработан на основе Тезауруса ЮНЕСКО — МБП по образованию (UNESCO, 1991, 1998).
Ведется в ИЦ “Библиотека им. К.Д. Ушинского” РАО с 1993 года. Применяется в качестве информационно-поискового языка лексического типа. Используется в автоматизированных библиотечных системах.
ТЕЗАУРУС трансформируется в рабочую программу путем перемещения данных через буфер обмена операционной системы WINDOWS, постоянно пополняется русской педагогической терминологией с английским эквивалентом, насчитывает более пяти тысяч записей основного языка.
Термины (дескрипторы) расположены в восьми лексико-семантических полях, определяемых как:
- 1. КОНТЕКСТ
- 2. УПРАВЛЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. ОБУЧЕНИЕ (ПРЕПОДАВАНИЕ)
- 4. ЛЮДИ
- 5. РАЗВИТИЕ И УЧЕНИЕ
- 6. СОДЕРЖАНИЕ
- 7. ВЕЩИ
- 8. ОПРЕДЕЛИТЕЛИ МЕСТА И ВРЕМЕНИ
Поля подразделяются на лексико-грамматические группы (фасеты). Фасеты состоят из терминов (дескрипторов), охватывающих связанные между собой понятия. Дескрипторы расположены в определенной иерархии и снабжены уточняющими элементами. Это — ограничительные пометы (аннотации), синонимы, входные термины, цифровые коды, ссылки, которые в целом и составляют словарную статью дескриптора.
Тематическая область ТЕЗАУРУСА отражает педагогическую науку и практику, а также сопредельные отрасли знания.
Структура ТЕЗАУРУСА подчинена лингвистическим законам парадигматики и синтагматики и представлена двумя списками: алфавитным (дескрипторы расположены в алфавитном порядке) и древовидным (дескрипторы расположены в иерархическом порядке).
Система предусматривает возможность поиска дескриптора по его фрагменту (пермутация).
Один и тот же дескриптор может входить в разные фасеты и может быть вышестоящим или нижестоящим по отношению к другим дескрипторам.
Структура ТЕЗАУРУСА дополнена 73 уточняющими подрубриками (модификаторами).
Подрубрики предназначены для уточнения основных дескрипторов, отражающих учебную и методическую литературу.
ТЕЗАУРУС является репрезентатором международной педагогической терминологии, инструментом по индексированию информационных материалов и параметром вербального поискового элемента в Электронной базе данных НПБ им. К.Д. Ушинского.
ФРАГМЕНТ ТЕЗАУРУСА
ФАСЕТ
СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ 185
СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ 185.141
ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ 185.287
ОБРАЗОВАНИЕ НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ 185.287.352
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ 185.287.556
ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ 185.360
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ 185.546
ОБРАЗОВАНИЕ НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ 185.546.374
КРАТКОСРОЧНЫЙ КУРС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 185.546.748
ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ 185.653
ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ 185.779
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ
ОБРАЗОВАНИЕ НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ (дескриптор)
LOWER HIGHER EDUCATION (английский эквивалент)
185.546.374 (цифровой код)
в Российской Федерации первый уровень высшего профессионального образования, осуществляемый высшим учебным заведением в течение первых двух лет обучения. По завершении этого срока студент имеет возможность продолжить высшее образование или получить диплом о неполном высшем образовании без итоговой аттестации (ограничительная помета, аннотация).
X: НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (синоним, входной термин)