Виртуальная выставка ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского»
Российской академии образования,
подготовлена по материалам из фонда Библиотеки
3 октября 1924 года выходит первый номер “Учительской газеты”.
Большая еженедельная газета – орган ЦК Союза работников просвещения СССР, посвященный вопросам политики, просвещения, школы, культуры, жизни и быта работников просвещения.
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)
Н. К. Крупская в статье “Коллективный организатор учительства” пишет:
«Газета имеет громадное организующее значение. Одна из задач — сделать слышнее голос учительства. Необходимо, чтобы у учителя была «своя» газета, куда он мог бы писать о том, что его волнует, мучает, о своей жизни и борьбе… Мы надеемся, что «Учительская газета» выполнит свою задачу — быть коллективным организатором учительства».
На первой странице первого номера “Учительской газеты” – статья наркома просвещения А. В. Луначарского с призывным заголовком “Учитель, учись!”:
«Надо уметь дать ребенку представление об эпохе, в которой он живет, внушить ему страстную любовь к рассвету коммунизма, к его социалистической родине… добиться зреющего гражданского, коммунистического самосознания».
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)
Н. К. Крупская и А. В. Луначарский входили в состав первой редколлегии газеты и активно участвовали в определении ее содержания. Н. К. Крупская была постоянным автором “Учительской газеты”, писала о методической работе ГУСа, о новых учебниках, о путях развития советской школы, о стремлении привлечь самих ребят к строительству новой школы, нового общества.
“Учительская газета” 1924, №1
Первые отклики на рождение “Учительской газеты”. Письмо “Почему нам нужна своя газета”:
«Мы хотим, чтобы все слышали и все знали о нашей работе и о нашем житье-бытье. И газета скажет о том, как создается новая школа, как живет и работает в ней учитель. В нашей газете мы будем вместе обсуждать свои промахи и ошибки, будем коллективно строить новую, советскую школу».
Статья первого редактора газеты, писателя и журналиста Сергея Ингулова:
«О, как умеет реагировать наша аудитория! Она реагирует на все: на статьи, на шрифт, на опечатки, на заголовки, на «почтовый ящик», на стиль отдельных авторов. Реагирует на события, на живую действительность, на все волнующие факты современности…»
Сергей Борисович Ингулов (1893-1938)
“Учительская газета” вносит неоценимый вклад в организацию культурной революции в стране, вовлекая всех работников просвещения в борьбу за ликвидацию неграмотности, за всеобщее начальное, семилетнее, а впоследствии и восьмилетнее образование. Специальным приложением к газете издается даже букварь для взрослых “Наша нива — наша сила”. На ее страницах организованы всесоюзная ликбезэстафета и общественный смотр ликбезов.
“За коммунистическое просвещение” 1931, №3
В 1930 году “Учительская газета” меняет своё название. С 1930 (№ 12) по 1936 год она называлась “За коммунистическое просвещение”. С октября 1937 года вновь выходит под названием “Учительская газета” и является органом Министерства просвещения СССР и Центрального комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Михаил Иванович Калинин (1875-1946)
В предвоенные годы воскресный выпуск “Учительской газеты” выходит со специальной вкладкой, освещавшей вопросы марксизма-ленинизма, теории и истории педагогики, литературы и искусства. Об этом говорит М. И. Калинин на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, организованном редакцией 28 декабря 1938 года:
«Учитель имеет дело с человеческим материалом, с самым молодым и восприимчивым… Поэтому знание художественной литературы — это почти ваша профессиональная обязанность».
Эти советы вошли в традицию “Учительской газеты”, на страницах которой с учителями беседовали Н. Тихонов, К. Симонов, С. Михалков, Р. Гамзатов, В. Быков, Г. Серебрякова, Д. Кабалевский, Н. Неменский и другие писатели, композиторы и художники.
2 марта 1941 г. статья “Насущные проблемы советской педагогики” поднимает вопрос о широком использовании классического наследия К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, о глубоком изучении трудов выдающихся советских педагогов, о целостном подходе к изучению психики ребенка, о преодолении разрыва между психологией и школьной практикой, между дидактикой и частными методиками.
13 апреля 1941 года С. А. Рубинштейна в статье “О задачах советской психологии” пишет:
«Ребенок не развивается сперва, а затем воспитывается и обучается, он развивается, воспитываясь и обучаясь», –
говоря о необходимости тесной связи психологии с педагогической практикой, с постоянным совершенствованием психологической теории. Широкая дискуссия на страницах «Учительской газеты» становится основой Всесоюзной конференции по педагогическим наукам 19 апреля 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны газета в течение года выходила в Кирове. “Учительская газета” 1941-1945 годов отмечала героизм и патриотизм учителей, сменивших школьную указку на боевое оружие, мобилизовала просвещенцев на помощь фронту, уделяла особое внимание вопросам патриотического и трудового воспитания школьников. Памятные рубрики газеты тех лет —
«Создадим танковую колонну», «Детям фронтовиков — наша забота», «Поможем Родине взрастить обильный урожай», «Забота о школах освобожденных районов».
В июле 1942 года по подписке были собраны средства на танковую колонну “Народный учитель”, первые танки передаются на фронт.
Рванется машина, готовая к бою,
С разбега начнет боевой разворот…
Быть может, тобою воспитанный воин
Её поведет педагог-патриот!
Тот самый, которого школьником знал ты,
Тот самый, который гонял голубей,
Ответит врагам сокрушительным залпом,
Сражаясь за счастье отчизны своей.
Вперед же, не знающий страха водитель,
Герой и защитник советских земель!
Стальная колонна «Народный учитель»
Готова в поход и выходит на цель!
Семен Олендер «Танковая колонна»
Номер «Учительской газеты» от 21 января 1942 г.
Телеграмма: Елец, учительнице начальной школы Ляшковой Варваре Филипповне.
«Самоотверженно спасая бойцов Красной Армии, Вы показали высокий пример героизма. Ваш подвиг вдохновит советское учительство на дальнейшую мужественную борьбу с фашистскими варварами. Жму руку. Желаю дальнейших успехов в работе по воспитанию советских патриотов».
Народный комиссар просвещения РСФСР В. Потемкин.
“Учительская газета” публикует письма учителей — из тыла и из действующей армии, из освобожденных районов и партизанских отрядов, из героического Ленинграда и небольших сел.
«Недавно я вернулась из партизанского отряда, сдала свой автомат и гранаты военно-физкультурному кружку. Начала снова свою любимую работу в Водянской семилетней школе. Сегодня мы прочли случайно попавшую нам в руки “Учительскую газету”. Как много нового в работе школ! Как усовершенствовались за эти годы методы обучения и воспитания. И радуемся, и волнуемся, и беспокоимся — как мы отстали».
Из письма Екатерины Николаевны Мухиной
В послевоенные годы итоги обсуждений на станицах “Учительской газеты” в рубриках “Пора определить объем знаний”, “Почему не успевает ваш ученик?”, “Каким должен быть хороший учитель?”, “Каков он, современный урок?”, “О педагогической этике”, “Подумаем о нашем учебнике” (об учебнике педагогики) рассматриваются на коллегиях министерств просвещения, в научно-исследовательских учреждениях и на Президиуме АПН СССР.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)
Газета пропагандирует педагогические идеи А. С. Макаренко: письмо С. А. Калабалина, лекции-беседы А. С. Макаренко “Родителям о воспитании”, “Педагогика индивидуального действия”, “Отношения, стиль и тон в коллективе” и др. Особенно много макаренковских материалов появляется в газете в 60-е годы, а номер от 14 марта 1963 года целиком посвящен педагогическому наследию А. С. Макаренко.
Особое внимание газета уделяли освещению и обобщению передового опыта школ и учителей. В первые послевоенные годы “Учительская газета” одной из первых публикует материал В. А. Сухомлинского о работе Павлышской средней школы.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)
После опубликования постановления ЦК КПСС “Об основных направлениях деятельности Академии педагогических наук СССР” (1969) газета печатает материалы-размышления о путях всесторонней разработки актуальных проблем педагогики. В ряде передовых статей — «Эксперимент и школа», «Результаты исследований — в школу», «Молодежь в педагогической науке» — говорит о важности и основных направлениях научно-педагогических исследований.
“Учительская газета” 1970, № 10
Михаил Николаевич Скаткин (1900-1991)
В феврале 1972 года статьей М. Н. Скаткина “Учебный процесс сегодня и завтра” начинаются “Беседы по дидактике”, вызвавшие огромный интерес у подписчиков газеты. Опубликовано 11 бесед, посвященных методам обучения, предупреждению неуспеваемости, формированию творческого мышления учащихся, современным проблемам теории обучения. Материалы обсуждаются на учительских собраниях, на кафедрах педагогики, перепечатываются во многих республиканских учительских газетах. Кроме центральной “Учительской газеты” в союзных республиках издаются газеты на национальных языках.
В 1970-е годы “Учительская газета” выходит три раза в неделю тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. 2 октября 1974 года указом Президиума Верховного Совета СССР газета награждена орденом Ленина.
18 октября 1986 года в газете опубликована коллективная статья группы педагогов-новаторов, а также публицистов С. Л. Соловейчика и В. Ф. Матвеева, озаглавленная “Педагогика сотрудничества”. В эти годы на её станицах публикуют свои работы Ш. Амонашвили, В. Караковский, В. Шаталов, Э. Днепров.
Слева направо: Ш. Амонашвили, Л. Никитина, С. Соловейчик, С. Лысенкова, В. Матвеев, Б. Никитин, В. Шаталов, В. Караковский, И. Волков, А. Адамский, Г. Алёшкина, Е. Ильин.
Октябрь 1986 г. Переделкино
В 1989 году газета стала инициатором проведения конкурса “Учитель года”
С 1992 года “Учительская газета” выходит еженедельно на 24 полосах. В 2010 году газета удостоена премии Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ.
Председатель редакционного совета “Учительской газеты” Петр Положевец и ее главный редактор Арслан Хасавов удостоены премии Правительства РФ за большой вклад в сохранение лучших традиций педагогической журналистики, просветительскую деятельность и реализацию новых проектов.
В Академии педагогических наук РСФСР-СССР и Российской академии образования всегда с уважением относились к работе коллектива “Учительской газеты”, активно участвовали в обсуждении профессиональных вопросов на страницах газеты, публиковали научные статьи по актуальным проблемам отечественного образования.
С начала 2024 года продолжает существование одноименное сетевое издание «Учительской газеты».
«В 2021 году сетевое издание стало обладателем звания “Лучшее интернет-СМИ России”, победив в престижном Всероссийском конкурсе журналистов “Золотой гонг”. Сайт “Учительской газеты” стал задавать тренды образовательных ресурсов, вошел в топ-5 интернет-СМИ России. Все эти и многие другие достижения стали результатом ежедневного кропотливого труда команды сетевого издания “Учительская газета”. А пока мы продолжаем настоящее дело во благо учителей и всех участников образовательного процесса – всей нашей многомиллионной читательской аудитории», – сказал Н. Чудин
Никита Чудин, главный редактор сетевого издания «Учительская газета»
ИЦ “Библиотека им. К.Д. Ушинского” РАО поздравляет “Учительскую газету” с юбилеем!