gnpbu.ru

Перейти на старую версию сайта

23 августа
в Библиотеке открыт второй раздел выставки, приуроченной 
к 450-летнему юбилею первого печатного букваря Ивана Фёдорова 
«Сначала Азъ да Буки, а потом и науки»

«Эпоха советского букваря»

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО БУКВАРЯ

Книга «Первый год обучения в новой народной школе» (1918) для первоначального обучения была одной из первых, напечатанных по новой орфографии 1918 г. и обучающих новому правописанию.  Новая тематика еще не получила место в ее текстах. В конце букваря на специальной странице указывается, какие произведены упрощения и изменения в русском правописании.

Отдельные слова в «Розовой азбуке» Соловьевой Е.Е. (1918) сменяются короткими текстами, объясняется различие старой и новой орфографий. Иллюстрации Конашевича выполнены в мягкой манере карандашного рисунка, а первые пятнадцать страниц текста были искусно написаны им от руки. Книга была напечатана на недорогой тонкой желтоватой бумаге, иллюстрации выполнены в технике литографии, обложка в технике хромолитографии. Сразу после выхода в свет она стала библиографической редкостью.

В «Новом русском букваре» Вахтерова В.П. (1923) вводятся «картинки для устных и письменных упражнений о изложении мысли». Героями разных житейских ситуаций, которые ученику нужно описать своими словами, являются дети. Из словесных текстов букварей исчезает церковь, а в визуальных – появляется.

Предельная идейная насыщенность материалов и композиционная завершенность делают этот оригинальный букварь Сверчкова И. «Пионер» (1924) примечательным явлением в истории отечественного букваря.

         Советский методист Шапошников И.Н. в книге «Живые звуки для детей» (1926) предлагает своеобразный вариант звукового метода – «метод живых звуков», который применялся в форме «письма-чтения» без букваря. Предполагалось, что дети по ходу овладения грамотой должны создавать свои рукописные буквари. Этот дидактический материал призван был наметить канву для ученических рукописных буквариков, снабдить детей и учителя минимум текста для чтения.

«Букварь для деревенской школы «Ручеёк» (1926) Богоявленского Л.П.  построен по методу целых слов и слогов, но от других букварей, «Ручеек» выгодно отличается большей доступностью, естественностью и простотой текстов, их пригодностью для различных видов чтения от индивидуального до хорового и «по ролям». В одном из заключительных текстов есть такие слова, произносимые первоклассником: «Мы азбуку кончили. На сорок человек меньше стало неграмотных».

«Букварь для сельской школы «Красное знамя» (1931) Давыдова И.Д. – один из первых учебников, выпущенных Учебно-педагогическим издательством огромным тиражом в 500 тыс. экземпляров. Построен на методе целых слов. Отличается более строгим отбором учебно-познавательного материала, хорошей его литературной обработкой, ориентацией на психофизиологические возможности детей 7-8-летнего возраста, рисунки стали двухцветными, красно-черными.

         В учебном пособии Блехер Ф.Н. «Первая книжка для обучения грамоте в детском саду и приготовительном классе» (1934) посредством красочных иллюстраций наряду с задачей обучения грамоте приводится первоначальный математический материал для будущих первоклассников.

В Букваре (1935) Фортунатовой Е.Я. в центре букварной страницы оказываются определенные «звуко-буквы»; материал вокруг них группировался так, что учащимся фактически предоставлялась свобода выбора способа чтения: прочитать слово, предварительно запомнив его «образ», или сделать это сразу же, опираясь на буквенные обозначения.

Афанасьев П.О. и Костин Н.А. в своем Букваре (1933) делают упор на ознакомление детей со слогами. Обучение письму ведется одновременно с чтением. Для этого с первых же страниц букваря вводятся образцы рукописных элементов букв, их слоговых соединений, отдельных слои и фраз. Тираж букваря превысил 2 млн. экземпляров, это первый советский стабильный букварь.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО БУКВАРЯ

Книга «Первый год обучения в новой народной школе» (1918) для первоначального обучения была одной из первых, напечатанных по новой орфографии 1918 г. и обучающих новому правописанию.  Новая тематика еще не получила место в ее текстах. В конце букваря на специальной странице указывается, какие произведены упрощения и изменения в русском правописании.

Отдельные слова в «Розовой азбуке» Соловьевой Е.Е. (1918) сменяются короткими текстами, объясняется различие старой и новой орфографий. Иллюстрации Конашевича выполнены в мягкой манере карандашного рисунка, а первые пятнадцать страниц текста были искусно написаны им от руки. Книга была напечатана на недорогой тонкой желтоватой бумаге, иллюстрации выполнены в технике литографии, обложка в технике хромолитографии. Сразу после выхода в свет она стала библиографической редкостью.

В «Новом русском букваре» Вахтерова В.П. (1923) вводятся «картинки для устных и письменных упражнений о изложении мысли». Героями разных житейских ситуаций, которые ученику нужно описать своими словами, являются дети. Из словесных текстов букварей исчезает церковь, а в визуальных – появляется.

Предельная идейная насыщенность материалов и композиционная завершенность делают этот оригинальный букварь Сверчкова И. «Пионер» (1924) примечательным явлением в истории отечественного букваря.

         Советский методист Шапошников И.Н. в книге «Живые звуки для детей» (1926) предлагает своеобразный вариант звукового метода – «метод живых звуков», который применялся в форме «письма-чтения» без букваря. Предполагалось, что дети по ходу овладения грамотой должны создавать свои рукописные буквари. Этот дидактический материал призван был наметить канву для ученических рукописных буквариков, снабдить детей и учителя минимум текста для чтения.

«Букварь для деревенской школы «Ручеёк» (1926) Богоявленского Л.П.  построен по методу целых слов и слогов, но от других букварей, «Ручеек» выгодно отличается большей доступностью, естественностью и простотой текстов, их пригодностью для различных видов чтения от индивидуального до хорового и «по ролям». В одном из заключительных текстов есть такие слова, произносимые первоклассником: «Мы азбуку кончили. На сорок человек меньше стало неграмотных».

«Букварь для сельской школы «Красное знамя» (1931) Давыдова И.Д. – один из первых учебников, выпущенных Учебно-педагогическим издательством огромным тиражом в 500 тыс. экземпляров. Построен на методе целых слов. Отличается более строгим отбором учебно-познавательного материала, хорошей его литературной обработкой, ориентацией на психофизиологические возможности детей 7-8-летнего возраста, рисунки стали двухцветными, красно-черными.

         В учебном пособии Блехер Ф.Н. «Первая книжка для обучения грамоте в детском саду и приготовительном классе» (1934) посредством красочных иллюстраций наряду с задачей обучения грамоте приводится первоначальный математический материал для будущих первоклассников.

В Букваре (1935) Фортунатовой Е.Я. в центре букварной страницы оказываются определенные «звуко-буквы»; материал вокруг них группировался так, что учащимся фактически предоставлялась свобода выбора способа чтения: прочитать слово, предварительно запомнив его «образ», или сделать это сразу же, опираясь на буквенные обозначения.

Афанасьев П.О. и Костин Н.А. в своем Букваре (1933) делают упор на ознакомление детей со слогами. Обучение письму ведется одновременно с чтением. Для этого с первых же страниц букваря вводятся образцы рукописных элементов букв, их слоговых соединений, отдельных слои и фраз. Тираж букваря превысил 2 млн. экземпляров, это первый советский стабильный букварь.

ЭПОХА СОВЕТСКОГО БУКВАРЯ

В начале 30-х годов становятся очевидными недостатки метода целых слов. Головин Н.М. обратившись вновь к звуковому методу, использовал его возможности и создал новый букварь, который переиздавался 8 раз вплоть до 1945г.

Букварь (1937) Янковской А.В.  создается при участии советского психолога и методиста Е. Г. Карлсен и учителей московской школы им. Лепешинского.  Обучение чтению и письму проводится одновременно и начинается с разложения (анализа) живой речи на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Анализ проводится слуховым путем, без зрительных подкреплений.

Методистом Редозубовым С.П. к 1945/46 учебному году создается Букварь с целью «облегчить детям усвоение грамоты путем разгрузки уроков от чрезмерного загромождения звуками и слоговыми трудностями, а также путем такого расположения звуков и слогов, которое находилось бы в полном соответствии с. данными современной фонетики русского языка», и в связи с этим он предложил свой порядок изучения звуков и их буквенных обозначений.

         Костиным Н.А. был написан Букварь по специальному заказу Ленинградского городского отдела народного образования. В 1947 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило его в качестве стабильного, и в 1948 он был издан массовым тиражом. Большое место в букваре отводилось материалом для отработки у детей навыкам слогового чтения.

В течение шести лет, с 1947 по 1952 г., в Академии педагогических наук коллектив ученых и методистов с привлечением учителей Москвы и Ленинграда под общим руководством Свадковского И.Ф. разрабатывает комплексную тему «Научные основы обучения грамоте», составляются «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника, на основе которых готовятся два экспериментальных букваря.

Третий послевоенный букварь, изданный в 1945 г. в качестве стабильного, написан Воскресенской А. И., опытной учительницей и видным ученым-методистом. При выборе лучшего варианта звукового аналитико-синтетического метода А. И. Воскресенская остановилась на системе В. П. Вахтерова и В. А. Флёрова. При этом Воскресенская выдвинула свой порядок изучения звуков (букв).

Сохраняя лучшие традиции советских букварей, учебник А. И. Воскресенской отличается ярко выраженной идейно-воспитывающей направленностью он неоднократно перерабатывался и совершенствовался: уточнялся порядок следования изучаемых звуков, черно-белое оформление сменилось многокрасочным. В 1963 г. вышло 20-е издание учебника.

Первоклассники, поступившие в школу в 1966 г., первыми начали заниматься по новому, красочному Букварю, который отличался от ранее выходивших букварей и содержанием, и форматом, и оформлением. Над созданием этого учебника трудились педагоги-методисты, научные сотрудники Академии педагогических наук СССР, учителя Москвы и Ленинграда. В основу нового букваря был положен букварь, составленный ранее Академией педагогических наук. Над его переработкой и совершенствованием трудились методисты Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова, С. Худак и писатели С. Прокофьева, Г. Сапгир. Впервые оформление букваря осуществлено видными советскими художниками.

В 1950 году Учпедгиз выпускает «Азбуку» Янковской-Байдиной А. В., Редозубова С.П., Воскресенской А.И. Авторы вместе с художниками создают веселую учебную книгу для обучения ребенка счету, чтению и письму в дошкольный период. К Азбуке прилагается руководство о том, как проводить обучение ребенка с 6 лет.