gnpbu.ru

Перейти на старую версию сайта

Василий Андреевич Золотов

к 220-летию со дня рождения

13 марта в Библиотеке (Б. Толмачёвский пер., д. 3) открыта книжная выставка «Великий русский педагог, автор и составитель книг для народного чтения: Василий Андреевич Золотов к 220-летию со дня рождения»

Василий Андреевич Золотов – известный педагог, посвятивший всю  свою жизнь развитию народного образования.
Родился в 1804 году в Москве.

По окончании полного курса наук в Ришельевском лицее (1824 г.) Василий Андреевич, как казенно-коштный воспитанник, должен был прослужить определенное число лет по ведомству министерства народного просвещения, вследствие чего был определен надзирателем над воспитанниками при том же лицее. В 1826 г., с разрешения министерства, но без всякой помощи со стороны правительства, он, по примеру Ломоносова, с тряпичниками отправился в Москву для слушания лекций в университете. Извозчик, с которым он ехал, по прибытии в Москву упросил своего родственника, хозяина одного замоскворецкого постоялого двора, дать Золотову помещение и кормить, причем обязался за все сам заплатить, если Золотов не будет иметь к тому возможности. Хозяин согласился и отвел будущему педагогу на мезонине коморку, в которой нельзя было поместить кровати; питаясь неизменно щами с кашей, он спал на двух деревянных стульях, примащивая их к небольшому столику. В таких условиях оставался до полугода, пока не успел обратить на себя внимание проф. Мерзлякова, по представлению которого, одновременно с Полежаевым, был избран в сотрудники Московского Общества любителей русской словесности.

В 1829 г. Золотов возвратился в Одессу и был утвержден при Ришельевском лицее адъюнктом по кафедре словесных наук, преподавая одновременно русский язык в старших классах гимназии. В 1832 г. он вышел в отставку и открыл мужской пансион, который по своей программе превышал все существовавшие тогда казенные гимназии. Окончившие его ученики поступали прямо в студенты лицея и университетов. Рутина и вообще книжное, механическое обучение были совершенно устранены из этого учебного заведения, и каждый предмет преподавания служил к умственному развитию. Детей прежде всего учили говорить, а вместе с тем, конечно, и мыслить, вследствие чего они и в высших классах не нуждались в обыкновенных учебниках, и все главные предметы, как, напимер, русская грамматика и словесность, всеобщая и русская история, математика и физика преподавались изустно. Внутренней организации пансиона вполне отвечало и материальное оборудование его: пансион располагал довольно значительным физическим кабинетом, многими пособиями для наглядного изучения естественной истории и, наконец, библиотекою, которая была особенно замечательна собранием педагогических сочинений.

В 1849 г. Золотов закрыл пансион, просуществовавший 18 лет (эти годы ему впоследствии были зачтены в действительную службу), и по приглашению В. Н. Семенова, бывшего тогда попечителем Кавказского учебного округа, отправился в Тифлис. Здесь ему пришлось безвозмездно в продолжение всего академического года преподавать русский язык в Закавказском девичьем институте. По открытии же при этом институте вакансий инспектора классов, Золотов был утвержден в этой должности и вместе с тем назначен членом в комитет для начертания учебных руководств, состоявший при Закавказском учебном округе.

Сущность использовавшегося Золотовым метода., основанного на мысли знаменитого Жакото, заключалась в строгой последовательности обучения и разумном согласовании впечатлений глаза со слухом. Весь последовательный механизм обучения был рассчитан на развитие учащегося и на упражнение всех умственных его способностей.

Видя успех предложенного метода в Закавказском учебном округе, Золотов решился в 1856 г. оставить службу и отправиться в Петроград при самых скудных средствах. По прибытии в Петроград, по ходатайству того же В. Н. Семенова, который в это время был уже в Петрограде, первый успешный опыт применения своего метода был сделан в Царском Селе, в бывшем Александровском малолетнем корпусе, в удостоверение чего директором корпуса, генералом Мецом, было выдано одобрительное свидетельство. Второй опыт, сделанный в бывшем удельном земледельческом училище, был одобрен П. Г. Редкиным, членом совета департамента уделов. После этого опыта Золотов был назначен в том же училище (1857 г.) помощником директора по учебной части.

В 1859 г., по приглашению генерала А. П. Карцова, в присутствии бывшего начальника штаба гвардейского корпуса, графа Баранова, и многих из высших военных чинов, в зале Преображенского полка Золотов прочитал лекцию вообще о грамотности и своем методе. Граф Баранов пожелал узнать, во сколько времени совершенно неграмотные солдаты могут быть подготовлены настолько, чтобы знания их были вполне достаточными для рядового. С этою целью к Золотову были направлены в удельное земледельческое училище 10 рядовых. Через три месяца было произведено публичное испытание над этими рядовыми, которое дало поразительные результаты. В свидетельстве, выданным графом Барановым подтверждалось, что по произведенному испытанию рядовые читали свободно, правильно и писали под диктовку без значительных грамматических ошибок, могли указать на состав предложения, отделить мысли знаками препинания, объясняли совершенно удовлетворительно некоторые молитвы и символ веры, знали четыре арифметические действия и умели считать на счетах.

После блестящих опытов применения новой системы обучения чтению и письму многие ведомства делали Золотову предложения организовать обучение в начальных школах на новых основаниях. Около двух лет Золотов безвозмездно наблюдал за преподаванием во вновь открытой школе для нижних чинов морского ведомства, в Крюковских казармах; в 1862 г. был приглашен советом детских приютов ввести его новый метод обучения во все петроградские приюты; принимал также участие и в открытии нескольких воскресных школ. Избранный тогда же в члены Петроградского комитета грамотности, Золотов, по предложению министерства народного просвещения, выехал для ревизии сельских школ Тверской и Московской губернии; попутно он осмотрел, по поручению департамента уделов, и школы удельного ведомства. По представлении им отчета Золотов был перемещен из департамента уделов в министерство народного просвещения чиновником особых поручений при министре. Состоя в этой должности, он постоянно бывал командирован с тою же целью, как и в первый раз, в разные губернии. Можно сказать, что он был первым странствующим педагогом в России. В 1868 году вышел в отставку.

В 1864 г. был приглашен почетным опекуном Воспитательного дома Шторхом принять участие в устройстве учительской семинарии для подготовления учителей. За безвозмездное наблюдение за преподаванием в учительской семинарии Воспитательного дома, был Высочайше пожалован брильянтовый перстень с изумрудом. Впоследствии он был утвержден смотрителем этой семинарии и в этой должности находился до 1870 г., когда департаментом уделов ему поручено было осмотреть училища в Ильинском, Бородине и Ливадии. Исполнив это поручение, он по семейным обстоятельствам остался в Одессе. Но и тут не прекращалась его педагогическая деятельность. Принял на себя заведование учебною частью в народном училище, состоящем при Михайло-Семеновском сиротском доме, а в 1871 г. – заведование тою же учебною частью в 22-х народных училищах, содержимых городом, со званием члена-ревизора.

Автор многочисленных изданий по педагогике, разошедшихся за 13 лет в количестве 530000 экземпляров.

                                                                                                             По материалам Русского биографического словаря А.А. Половцова