Выпущено в Ушинке
В 1923 году Леонидом Петровичем Гроссманом (1888-1965) была написана книга «Этюды о Пушкине». Все современники признавали блестящее мастерство Гроссмана-лектора, преподававшего в Высшем литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, читавшего лекции слушателям Высших государственных литературных курсов Московского управления профтехобразования, а с 1940 по 1959 гг. – студентам Московского городского педагогического института им. В. П. Потёмкина.
Только энциклопедически образованный, глубокий и остроумный литературовед, блестящий стилист, каким был Л.П. Гроссман, смог так рассказать о дендизме как эстетике и литературном явлении, о жанрах исторического анекдота и устной любовной новеллы у Пушкина. Даже через сто лет эта книга остается одной из самых захватывающих и интересных из всего многообразия книг о Пушкине.
Сергей Иринеевич Миропольский (1842-1907), педагог-методист, член-ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде. В 1866 году окончил Московскую духовную академию, преподавал философские науки и педагогику в Харьковской духовной семинарии, где в 1968 году «был признан одним из лучших наставников, по всей справедливости заслуживающим особого поощрения». С 1870 года заведовал воскресной школой при Санкт-Петербургской духовной семинарии, был помощником редактора Журнала Министерства Народного Просвещения. С.И. Миропольский — автор многочисленных учебных пособий для народных школ, а также книг по различным вопросам педагогики и образования. Целью настоящего издания автор ставит желание «облегчить первые шаги неопытному, начинающему учителю; пробудить в нем мысль о предстоящем ему деле, побудить вдуматься в него и указать путь к решению важнейших задач педагогической практики». Тонкие наблюдения педагога, его практические советы по отдельным вопросам методики и организации учебного процесса в начальной школе и сегодня представляют собой оригинальный, интересный и актуальный материал как для начинающих, так и для опытных учителей.
Книга проиллюстрирована картинами русских и за рубежных художников.
Научный архив Российской академии образования, основанный в 1944 г., является одним из крупнейших тематических архивохранилищ по истории народного образования и педагогики. В его составе более 117 тысяч единиц хранения за период 1735-2020 гг., в числе которых 90 тысяч – документы постоянного хранения. Среди них – уникальные исторические свидетельства и документы учебных учреждений начала XX в. и Наркомпроса РСФСР; личные фонды учёных и деятелей народного образования, педагогов-методистов, психологов и дефектологов; коллекция, сформированная из диссертаций, защищенных в институтах Наркомпроса РСФСР, АПН РСФСР, АПН СССР и РАО; а также сложившиеся коллекции-комплексы о жизни и деятельности видных российских и советских педагогов.
Настоящий справочник является дополненным и существенно переработанным справочником 1990 г. В новой редакции содержатся обязательные реквизиты: название, номер и объем каждого из 146 фондов (количество единиц хранения) с исчерпывающими сведениями о фондообразователях, кратким обзором содержания документов и биографическими данными в личных фондах. Впервые справочник
проиллюстрирован — приводятся фотографии многих ученых и деятелей образования.
Издание представляет собой важнейшую часть научно-справочного аппарата по истории отечественного образования и педагогической науки, может быть использовано учеными, педагогами и аспирантами при проведении широкого спектра исследований в сфере наук об образовании.
Книга была написана графиней Марией Федоровной Соллогуб (1821-1888), родившейся в дворянской семье Самариных и получившей прекрасное домашнее образование. Исполняя желание своих родителей, она в 1846 году вышла замуж за графа Льва Александровича Соллогуба — секретаря российского посольства в Вене. Лев Александрович с детства страдал психической болезнью. В 1849 году супруги были вынуждены возвратиться из Вены в Москву. Вскоре болезнь усугубилась, и Мария Федоровна до самой смерти мужа (1852) была его сиделкой и ухаживала за ним.
Хозяйка огромной демидовской усадьбы (с 1857 по 1882 годы), расположенной в Большом Толмачёвском переулке (где сейчас находится «Библиотека им. К.Д. Ушинского» Российской академии образования) организовала в своем особняке известный литературно-политический салон, частыми гостями которого были Ю.Ф. Самарин, И.С. Тургенев,
А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, К.Д. Кавелин, П.Н. Третьяков,
Б.Н. Чичерин и многие другие писатели, философы и мыслители того времени, в том числе духовенство из близлежащей церкви Николы в Толмачах.
В последние годы жизни Мария Федоровна оста¬вила Москву и поселилась в Серпухове, недалеко от которого было её имение Рождествено-Телятьево. Там она основала приют и школу Серпуховского благо» творительного общества и всецело отдалась делу содержания и воспитания детей-сирот.
Авторство «Подарка девушкам…» было установлено по инициалам «Г.М.С.» в конце посвящения в книге по изданию «Русские анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати (1801-1926 гг.)», выпущенному Государственной публичной библиотекой им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в 1979 году.
Впервые публикуются сохранившиеся в Риме неизданные воспоминания князя Виктора Ивановича Барятинского (1823-1904), отважного морского офицера, участника Крымской войны и обороны Севастополя, художника, мецената, библиофила, меломана, активного свидетеля почти всего XIX века – от гибели Пушкина до Великих реформ. Рюрикович по своему происхождению, он был вхож в высшие эшелоны российского общества, вплоть до Дома Романовых. Внимательный путешественник и занимательный рассказчик, он оставил интересные описания России (в т.ч. Кавказа, где его брат Александр был наместником), Англии, Италии, Афона.
«О пользе педагогической литературы» (1857) – первая статья великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского
(1823-1870), которая показывает, что разработка вопросов школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой.
Проблема соотношения научного и творческого в педагогике и сегодня остается одной из главных проблем, а идеи К.Д. Ушинского о воспитании актуальны сейчас как никогда, потому что вопросы духовного развития человека обращены к неизменным вопросам человеческой природы: для чего он живет, возможно ли его духовное развитие без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера.
Первая книга биографии А. С. Макаренко посвящена дореволюционному периоду жизни великого педагога. В книге раскрываются малоизвестные широкому кругу читателей страницы личной жизни и педагогической деятельности Антона Семёновича. Читатель узнает много нового о его родительской семье, о дружбе с младшим братом и соратниками по работе в Долинском железнодорожном училище, о годах учёбы в Полтавском учительском институте в 1914-1917 годах и т. д.
Для специалистов в области педагогической науки, деятелей народного образования, для факультативных курсов педагогических вузов, учителей, аспирантов, студентов, старшеклассников и широкого круга читателей
Книга «Нервно-возбудимые дети и их воспитание» была опубликована в 1928 г. известным врачом-педологом Государственного научного института охраны материнства и младенчества Натальей Николаевной Дьяковой под редакцией профессора А.С. Дурново.
Книга затрагивает жизненно важные вопросы о причинах и проявлениях психоэмоционального напряжения детей раннего возраста (от рождения до трех лет). По мнению автора, истоки повышенной возбудимости и гиперактивности детей школьного возраста обусловлены не только генетически, чаще всего эти отклонения связаны с серьезными нарушениями, которые допускали родители и воспитатели по отношению к ребенку в детстве. Эти положения подкреплены врачом убедительными примерами, взятыми из практики наблюдений и коррекционной работы с нервными детьми.
Издание будет полезно родителям, воспитателям, педагогам и психологам – всем, кто ищет сегодня ответы на непростые вопросы: как правильно вести себя с нервно-возбудимым ребенком, как не разрушить его психоэмоциональное равновесие, как возвратиться к норме?
В год 80-летия Российской академии образования интересно обратиться к событиям 1943 года, связанным с историей создания Академии педагогических наук РСФСР, преемницей которой является РАО. Книга одного из организаторов АПН РСФСР, её президента с 1946 по 1967 годы, министра просвещения РСФСР (1949-1956), Ивана Андреевича Каирова, дает нам редкую возможность узнать о том, как это происходило, для решения каких задач была создана Академия, каковы были её структура и первый состав, утвержденный правительством 11 марта 1944 г.
Главный редактор Педагогической энциклопедии в 4-х томах, Педагогического словаря и журнала «Советская педагогика» (1942-1950 гг.) И.А. Каиров одним из первых предпринял попытку обобщить опыт АПН РСФСР в «Очерках деятельности АПН РСФСР 1943-1966». А в издании, выпущенном в 1957 году, автор дает краткий обзор научной деятельности АПН РСФСР за 1944-1957 гг. Текст брошюры И.А. Каирова 1957 года в настоящем издании сопровождается иллюстрациями части книг, подготовленных и выпущенных АПН РСФСР в контексте той научной деятельности, о которой рассказывает автор.
Среди основных направлений деятельности Академии этих лет И.А. Каиров выделяет разработку общих вопросов обучения и воспитания детей, научные исследования по истории педагогики (Институт теории и истории педагогики), дошкольной педагогики и педагогики младшего школьного возраста, проблемы содержания обучения в общеобразовательной школе (Институт методов обучения), преподавания русского и родных языков в национальных школах (Институт национальных школ), детской и педагогической психологии (Институт психологии), специальной педагогики (Институт дефектологии) и др. Со страниц небольшой брошюры чувствуется напряженное дыхание времени, времени масштабной исследовательской работы, глубоких научных разработок. Труды ученых и авторских коллективов АПН 40-50-х гг. заложили мощный фундамент в сфере отечественных наук об образовании, став на долгие годы образцом глубокого профессионализма, самоотверженного служения науке, бережного отношения к личности ребенка и творческого отношения к предмету исследования.
Многие из задач, успешно решаемых коллективом АПН в те годы, и сегодня не утратили своей актуальности: изучение и распространение передового педагогического опыта, тесная связь науки со школьной и вузовской практикой, популяризация науки и научных знаний в обществе.
Живое свидетельствование И.А. Каирова, напоминая нам о славных страницах истории Российской академии образования, вдохновляет сегодня на продолжение и творческое развитие традиций Академии как центра научного знания в сфере наук об образовании.
Президент Российской академии образования
О.Ю. Васильева